Главная / Поставщики / Семья староверов Поповых, Дальний Восток. МЁД

Семья староверов Поповых, Дальний Восток, мёд

          Семья Поповых поставляет нам липовый мед. Это семья староверов из поселка Новый Облученского района Еврейского автономного округа на Дальнем Востоке. Пасеки свои они держат в экологически чистом районе в горах Хингана на берегу реки Биджан. Пчеловодством занимаются уже много поколений семьи. Мед собирают старыми устоявшимся способами, без использования посторонних веществ. Мед очень высокого качества с хорошими вкусовыми качествами.

Поповы  

В 1952 году в глухом таежном урочище среднего течения реки Биджан был основан старообрядческий поселок.

Возник он как-то незаметно: сначала там было поставлено два-три жилых дома. Потом селение начало быстро расти, и районная власть дала ему незатейливое название — поселок Новый. Единственное, чем он отличался от всех остальных населенных пунктов района, да и области, — так это «ничейностью» его жителей. То есть они не входили ни в один трудовой коллектив, жили собственным укладом, и попытки районной власти организовать их в коллективное хозяйство успехом не увенчались. Старообрядцы категорически отвергали предложение организоваться. И лишь несколько лет спустя все они вошли отдельной бригадой в Облученский пчелосовхоз.

Новое подразделение этого хозяйства славилось отменными медосборами и просуществовало в этом качестве до ликвидации базового пчелосовхоза в начале 90-х годов. Несмотря на замкнутость образа жизни и поголовную религиозность, что шло вразрез с тогдашними идеологическими установками, старообрядцы не были отчуждены от общественной жизни района. В поселке были открыты магазин, фельдшерский пункт, дети получали начальное четырехклассное образование. Его давал им кто-то из самых образованных старообрядцев. Вблизи поселка была устроена взлетно-посадочная площадка для самолетов малой авиации, которые приземлялись здесь 2-3 раза в неделю. Правда, дороги на «большую землю» из Нового не было еще более двадцати лет, если не считать зимника, соединявшего Новый с поселком Биракан с декабря по конец марта.

Конечно, старообрядцы Нового не появились невесть откуда. Первые из них прибыли на территорию будущей области еще в 1858 году в составе казачьих команд, заложивших тогда на среднем Амуре 18 первых станиц. Старообрядческие казачьи семьи позже селились по станицам Козулиха, Новотроицкая, Биджан. Сейчас нет возможности назвать число старообрядцев, живших на территории ЕАО до установления на Дальнем Востоке советской власти. Вероятно, их было не более 100-150 человек. К началу  50-х годов компактно сохранилась старообрядческая община в селе Кайлан. Оно находилось в ту пору в десяти километрах от урочища, в котором был основан поселок Новый. В него и переселились все старообрядцы-кайлановцы, а сам Кайлан, обезлюдев, был ликвидирован.

Поселок Новый стал расти, пополняясь приезжими старообрядцами с севера Хабаровского края, Сибири и даже Казахстана. Между старообрядческими общинами всегда была связь, которая, кстати, сохраняется и поныне. К примеру, парни из Нового «выписывают» себе невест из общин единоверцев других регионов. Девушек из Нового берут в жены ребята из других дальних общин. Правда, нередки случаи создания смешанных семей из «мирских» и старообрядцев.

Старообрядцы сохраняют с детства не только приветливость и уважение к незнакомым людям, но и другие качества, которых нам явно недостает. Они не курят, никогда не ругаются матом, среди них  не бывает алкоголиков (за редчайшим исключением). Они сызмальства в труде, в каждом дворе Нового по несколько голов скота, лошади, большие огороды, семейные пасеки. Мужчины — отменные охотники и рыбаки, женщины — работящие, чистоплотные домохозяйки. Мужчины, само собой, не бреют бороду и усы, большая часть из них — кряжистые, физически сильные люди. Еще они не смотрят телевизор, хотя и имеют такую возможность. Но когда после 90-х годов наступила «свобода слова и изображений», община исключила телевидение из обихода. Можно это оценивать кому как заблагорассудится, но старообрядцы так решили, и это их право оберегать своих детей от растления и бездуховности.

На фото Николай Хроменко (слева) в гостях у Виктора Попова (справа).

Николай Виктор